МБДОУ детский сад №15, ст. Придорожной - основан в 1961 году

Год экологии в ДОУ

 a24b84b5f1c2166383b9ff5711a97989.jpg


Семинар – практикум «Экологический мост»

 

Автор:

Старший воспитатель: Третьяк Олеся Сергеевна

 

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфереэкологии; повысить  профессиональное мастерство педагогов и эффективностьих процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество междупедагогами  садов.

 

Подготовка к семинару – практикуму:

1.     Подобрать вопросы дляделовой игры, составить конспект.

2.     Подготовить пособия корганизации и проведению семинара.

3.     Педагогам:

— подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания длядетей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар –практикум для педагогов на тему: «Экологический мост»

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентностьв вопросах экологического воспитания и, возможно, немного  повысить её;поделиться опытом  использования разнообразных форм деятельности в целяхповышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить  более тесный контакт между педагогами наших детских садов.

Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга. (мяч покругу с представлением)

 

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольноговозраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждоеживое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок,глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются сприродой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когдазацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой поразнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у негоопределенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах,стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой срединих будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны –необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

 

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов иобразуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животногои растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и пониматьпрекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском садусоздаются  такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневногосвободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении сестественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды  детского сада,используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют:уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы;картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно;методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическаятропа; мини-огороды в групповыхпомещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи;зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

            У вас есть карточки сзаданием № 1 попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные нижепринципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьтесамое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных; Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.); Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода; Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых); Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными; Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы; Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем вбольшей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах изагадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могутиспользоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, дляразвития  их  творческих способностей; наблюдения дают возможностьиспытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение ктрадициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животныепредсказывают погоду».

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений иживотных, а вы заканчиваете строчку.

— Паук усиленно плететпаутину – (к сухой погоде).

— Уж на дороге греется – (переддождем).

— Стрижи, ласточки низко летают –(дождь предвещают).

— Мыши выходят из-под подстилки наснег – (за сутки до оттепели).

— Собака катается по земле, малоест и много спит – (к вьюге).

— Когда цветет черемуха – (кхолоду, заморозкам).

— Если утром трава сухая – (квечеру ожидай дождя).

— Из березы течет много сока – (кдождливому лету).

— С утра мокрица распустилась иосталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

— Цветы перед дождем – (пахнутсильнее).

Может быть, кто  ни будь из вас напомнит другие приметы?

Попробуйте сформулировать для детей правила поведения в лесу:

 

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днемрождения, земля»

1.     кто-то утром не спешанадувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце)

2.      я прозрачный, я итвердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3.     ночью по небу гуляла,тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4.     бежит по снегу, а следунету. (поземка)

5.     пол – лепешки наддомами, не достать его руками. (месяц)

6.     утром бусы засверкали,всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7.     на зов ответит зовом, наслово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8.     чистый, солнечный,грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9.     мы любим ее все, когдаона шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10.                       сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.                       каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12.                       все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13.                       поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало,льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14.                       когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15.                       несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло (туман)

17.                       колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18.                       опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Землипотянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Предлагаю следующее задание «Поэзия и музыка в природе»

Стихи под музыку…………

Внимание! Музыкальная загадка. Послушайте музыку и скажите, о какой птицерассказывает музыка? (лебедь)

Предлагаю Вам сделать лебедя способом квилинга и принести работу наследующий день. (педагоги  коллективно,вне рабочего времени выполняют задание)

aa274273405bf3a66191193790724aaf.jpg



Презентация об охране редких и исчезающих видов растений и животных, а также бережного отношения к природе родного края.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид деятельности: организованная образовательнаядеятельность  

Возрастная группа: средняя группа

Тема: «Красная книга Краснодарского края»

Цели: Расширять представления детей о многообразииживотного мира, образе жизни животных. Закреплять знания о животных родногокрая.

Познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края, некоторыми растениямии животными внесенными в нее;

 Раскрыть основные причины сокращениячисленности этих видов;

 Воспитывать бережное отношение крастительному и животному миру Кубани.

Предварительная работа: Загадки о животных, дидактическиеигры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное», беседы, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: хищники, травоядные, всеядные, спячка ,Красная книга,заповедник

Материалы и оборудование: Карта Краснодарского края,проектор и экран для презентации, ноутбук, аудио запись со звукомлеса.                                                

   Ход деятельности

В-ль: Ребята, сегодня я шла в детский сад на работу, и нашла на пороге нашейгруппы коробку. А что в этой коробке может быть? Давайте вместе посмотрим, чтов ней?

Открываем  коробку, а в ней лежит карта.

В-ль: Кто знает, что это? Как вы узнали, что это карта? (выслушиваем детей)Это карта нашего края. Как он называется?

(Ответы)

В-ль: Правильно мы с вами живем в Краснодарскомкрае.     Слайд№1       

В-ль: Посмотрите на карте изображено много населенных пунктов, водоемов,лесов!

Скажите, а вы бывали в лесу?

В-ль: Я предлагаю отправиться в путешествие в лес?

В-ль: Давайте закроем глаза я  произнесу  волшебные слова:

            Добрыйлес. Могучий лес .

            Полныйсказок и чудес!

            Выребята, повернитесь,

            И в лесувсе очутитесь!

 (звучит музыка леса) 

Слайд№2                                                                            

В-ль: Вот мы с вами попали  в лес. Здесь так тихо, что кажется никогонет. Скажите, а кто-нибудь живет в лесу? (ответы)

В-ль: Правильно птицы, насекомые и животные.

В-ль: Каких животных леса вы знаете? (ответы)

В-ль: А кто о них заботиться? (ответы)

В-ль: Как  они называются?

В-ль: Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и самисебе добывающих корм.

В-ль: Чем же питаются дикие животные? (ответы)

В-ль: Как называть  животных, которые питаются травой? (ответы) Слайд №3

В-ль: А животные, которые питаются другими животными? (ответы)  Слайд№4

В-ль: А животные, которые питаются и растениями и животными? (ответы) Слайд№5

В-ль: А чем дикие животные питаются зимой? (ответы)

В-ль: Все ли животные запасают себе на зиму корм? (ответы). А кому кормзимой не нужен и почему?

В-ль: Медведи летом усиленно питаются, и запасают жир, а осенью они готовятсебе место для спячки, где проводят зиму.( Спячка –это малоподвижный, сонныйобраз жизни)

В-ль: А вы знаете какие животные спят зимой? (ответы) Слайд №6

  В-ль:  Давайте поиграем в игру. «Кто где живет?»

  Где живет белка? Слайд№7

  Где живет медведь? Слайд №8

  Где живет волк? Слайд №9

  Где живет еж и лиса ? Слайд №10

  Где живет заяц? Слайд №11    

В-ль:  А каких вы знаете диких животных обитающих в нашем крае?(ответы)

В-ль: Эти животные водятся во многих лесах нашей страны, но есть и такиекоторые обитают только в нашем крае! Слайд №12

В-ль: Есть животные которых очень мало, они на грани вымирания и занесены в Красную книгу.Слайд№13

В-ль: В Красную книгу занесены редкие виды птиц, животных, рыб и растений,поэтому их  нужно беречь и приумножать. Для этого люди создают специальныеохраняемые леса, которые  называются заповедниками! У нас в Краснодарскомкрае есть такой заповедник его полное название «Кавказский биосферныйзаповедник» он считается самым большим заповедником в Европе.

Красныйцвет – это цвет опасности, означает «стоп,не губи».

А как вы думаете почему этих животных поместили за красную ленточку,раз красныйцвет означает внимание, стоп?

Их нельзя обижать.

А как их можно обидеть, причинить вред?

(Показ слайдов)

Люди рубят лес.

Охотятся.

Засоряют водоемы.

Раскапывают землю.

Рвут растения, ловят бабочек.

Ребята как вы думаете, что произойдет если все люди будут продолжатьпричинять вред животным и растениям.

Тогда животных и растений не останется.Правильно, тогда мы их не сможембольше увидеть и они останутся только на картинках.

Детки давайте посмотрим некоторых животных и растений занесенных в КРАСНУЮ КНИГУ,которые есть у нас на Кубани

Подснежник кавказский –травянистый многолетник, до 20 см высотой. Листьев 2, направлены вверх, тупые,покрытые восковым налётом. Стебель цилиндрический, один цветок. Цветёт вфеврале – апреле. Декоративный, медонос, ядовит. Исчезает из – за сбора цветовв букеты, нерегулируемого выгула скота.

Сосна. Вечнозеленое хвойноедерево, хвоя – светло-зеленая до 10-15см длины. Очень светолюбивое изасухоустойчивое дерево. Цветет в марте-мае.

Рысь кавказская – животное среднихразмеров и коротким туловищем и высокими ногами. Хвост короткий. Мех грубый,низкий, рыжего цвета с ярким рисунком из черных пятен и полосок. Типичныйобитатель глухих лесов. Охотится в сумерках и ночью. Питается грызунами,зайцами, нападает на косуль.

Беркут – крупный орел, однотоннойтемно-бурой окраски. Основу питания составляют горные куриные:кавказский улар, кавказский тетерев. Нередко кормится падалью.

Черный аист – крупная, до 3 кгптица, черного цвета, с белым брюхом, красным клювом и лапами. Гнезда строит на скалах, или надеревьях. Обитает в равнинных низкогорных лесах юго-восточной части края, упобережий Азовского и Черного морей. Питается земноводными, рыбами, мелкимимлекопитающими. Является исчезающим видом.

Средиземноморская черепаха. Передние лапы с пятью когтями.Обитает на степных участках по склонам гор. Питается сочной травой, иногдапоедает моллюсков, насекомых. Растет медленно, зрелость наступает в возрасте12-14 лет.

Жук-олень. Окраскатела коричневато-черная. Послеоткладки яиц большинство жуков отмирают. Питаются соком поврежденных стволов иветвей деревьев. Жук-олень находится под угрозой исчезновения. Необходимосохранять места обитания, уменьшить вырубку лесов.

Филин – самая крупная сова.Ночной хищник, имеет мощные лапы и клюв. Питается крупными насекомыми, зайцамии даже молодыми косулями. В Краснодарскомкраеобитает в предгорьях Кавказа. Живёт в лесах и в лесных массивах степной зоны.

Ласка среди хищников,обитающих на Кубани,самый маленький. Она уничтожает огромное количество мышей, стаскивая в своиподземные кладовые десятки, а то и сотни задушенных мышей. Но потом почтиникогда их не съедает, так как любит все свеженькое.

 Леопард– дикая кошка. Живет в самых глухих и недоступных лесах. Это очень редкое икрасивоеживотное. Он умен, ловок и бесстрашен. Его добычей бывают и олении дикий кабан. А если нет крупной добычи, может поохотиться на птиц и даже намышей.

  В-ль: Давайте мы с вами отдохнем и поиграем  в игру «Зверишли на водопой»

            За мамой–лосихой топал лосенок (дети идут громко ступая)

            За мамой–лисицей крался лисенок(дети крадутся на носочках)

             Замамой-медведицей шел медвежонок(дети идут в перевалку)

            Замамой-ежихой катится ежонок(дети приседают медленно двигаясь вперед)

            За мамой–зайчихой, косые зайчата(дети скачут на прямых ногах)

            Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)

             Все мамы и дети напиться хотят!

 В-ль: Нам пора возвращаться в детский сад ,закрывайте все глаза

            Добрыйлес. Могучий лес .

            Полныйсказок и чудес!

            Выребята, повернитесь,

            И вдетском саду все очутитесь!

                                                          Рефлексия                                                                       

    Вам понравилось сегодняшнее наше путешествие? Что новогоузнали? О ком говорили? О чем бы вам хотелось бы еще узнать?


82c385377c171366fc23d01541562235.jpg026f52883b00624ebeb115886af0581d.jpg



Активно занимались посадкой на огороде картофеля, лука и чеснока.С большим интересом ребята включились в работу.

cadbedec9d770b1a3322112a0371abab.jpg4a8142e073e69aa064fe62a159364479.jpg14550ce8673b476441011b1a9b8505d4.jpg


29 марта 2017 в 13:23

Прикреплённые файлы: